Советы педагога-психолога © УПК детский сад-начальная школа №468 г.Минска

 

↓A↑

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Министерство образования Республики Беларусь. Управление по образованию администрации Октябрьского района г.Минска. Государственное учреждение образования "Учебно-педагогический комплекс "Детский сад - начальная школа №468 г.Минска"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

© copyright

 

Советы педагога-психолога


КАК СНЯТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ 

Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Ослабить преподавательский стресс можно, если:

  • Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.
  • Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.
  • Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.
  • Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

ПРАВИЛА:

  1. Побольше общения и с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
  2. Вне работы о работе стараться не говорить.
  3. Найдите в своём окружении или среди знакомых того, у кого действительно в данный момент очень тяжёлая эмоциональная ситуация. Сравните своё положение с его. Найдите в своём положении несколько положительных средств (можно использовать ситуацию из своего прошлого – “бывает и хуже”).
  4. Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.


СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ

  • Релаксация – расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).
  • Правильное питание. На фоне нервных и физических перегрузок недостаток некоторых жизненно важных пищевых компонентов порой становится той самой причиной, которая усугубляет стрессовое состояние, а в некоторых случаях даже является прямым толчком к его возникновению.
  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).
  • Плеск воды и благоухание масел (ванны, бани, контрастный душ, закаливание, ароматерапия – травяные средства для ванн, использование эфирных масел и т.д.).
  • Лекарственные настои.
  • Окружающая природа как источник положительной и отрицательной энергии(использование биоэнергетики окружающего мира – планет, растений, животных).
  • Цветотерапия(цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально – психическим состоянием).
  • Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

Рекомендации по взаимодействию между учителями и одаренными учащимися 

Рекомендации учителям по организации познавательной деятельности одаренных учащихся:

Развитие познавательной деятельности одарённых учащихся осу­ществляется более эффективно при наличии следующих организационных усло­вий: разнообразная внеклассная работа, мобильные вертикальные и горизонтальные группировки, индивидуализированное обучение, ускоренное обучение и обогащённые про­граммы.

Важным условием формирования способностей и развития мышления по раз­личным предметам выступает качество и количество заданий творческого ха­рактера. Познавательная деятельность каждого учащегося находится в прямой зависимости от индивидуализированного или группового задания в процессе педагогической взаимореализации. В этом процессе развитию одарённости уча­щихся способствует:

  1. Создание проблемных ситуаций, основанных на закономерностях проблем­ного обучения (т.е. управление процессом овладения знаниями и умениями в про­блемной ситуации), при этом необходимо:

а)    определить развивающие цели учебного предмета, его разделов и
отдельных тем;

б)    выполнить проблемно-логический анализ и структурирование изучаемого материала с учётом видов опережения;

в)    провести психолого-педагогический анализ выделенных проблем и
определить отдельные познавательные задачи (вопросы), чтобы выделеннаясовокупность проблем органически входила всистему подготовки по тому или иному предмету (с учетом предшествующей подготовки в содержании курса и затрат времени на его изучение).

  1. Обучаемый должен обладать высокой мотивацией к решению проблемной
    задачи. Для этого необходимы примеры и методы активизации восприятия, усво­ения информации и самостоятельного творческого мышления.

         Этап порождения проблемы должен быть в самом процессе обучения одарён­ных учащихся. Наиболее полно этому требованию отвечает проблемно-диалоги­ческий метод обучения (т.е. метод открытия диалога в условиях диалога). Он предполагает искусство ведения проблемного диалога, в ходе которого учащийся самостоятельно открывает общую идею или проблему, имеющую непосредствен­ное отношение к дальнейшей работе. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а припоминание того, что учащийся уже изучил (этап обзора), превращает учение в подлинно творческий процесс. Про­блемно-диалогический метод обучения требует постоянного творчества учителя, и поэтому он не позволяет давать конкретные рецепты, как начать тот или иной урок, как подвести детей к открытию, но ведь без творчества учителя невозможно и творческое развитие одарённых учащихся.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО СЛЕДОВАТЬ, ОРГАНИЗУЯ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Никто - ни взрослый, ни ребенок - не любит, чтобы ему приказывали.
  • Никто не любит построения по команде,  потому что это означает пассивное подчинение чужим приказам.
  • Человек не любит выполнить какую-либо работу из-под палки, даже если эта работа сама но себе не противна; сопротивление порождается именно принуждением.
  • Любой человек предпочитает сам выбрать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.
  • Никто не любит работать вхолостую, функционировать подобно роботу,
    то есть совершать действия и подчиниться замыслам, которые ему чужды и непонятны.
  • Необходимо      добиваться      того,      чтобы      деятельность      сталамотивированной.
  • Любой человек стремится к успеху. Нужно всегда способствоватьуспехам   детей.   От   этого   непосредственно   зависит   успех   любоготворческого дела. Память, которой школа придаёт такое большое значение, обладаетбольшой ценностью только в том случае,  если она подключена к процессу экспериментального нащупывания.
  • Мыслительная      способность     формируется     и     проявляется      в деятельности.
  • Ребёнок   не   любит   слушать   объяснения   с   кафедры.   Попробуйте организовать  учебную  деятельность  так,  чтобы  ребёнку  пришлось действовать    самому,    чтобы    он    экспериментировал,    исследовал, выбирал и классифицировал.
  • Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.
  • Ребёнок любит индивидуальную работу или работу в коллективе, где царит дух сотрудничества.
  • Наказание - всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает цели. Это самое крайнее средство.
  • Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, то есть ученикам наряду с учителями предоставлено право на Управление жизнью и деятельностью школы.
  • В основе воспитания лежит достоинство личности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы, организации творческой деятельности в ней.

 

Рекомендации  по развитию творческих способностей

у одаренных детей.

  1. Подхватывайте мысли учащихся и оценивайте их тут же, подчеркивая их оригинальность, важность и т. п.
  2. Усиливайте впечатление детей на новое в его области интересов (животные, техника, искусство).
  3. Поощряйте оперирование предметами, материалами, идеями. Ребенок пытается решать исследовательские задачи.
  4. Учите детей систематической оценке каждой мысли. Никогда не отрицайте, не отбрасывайте ее.
  5. Не настаивайте на запоминании схем, формул, одностороннего решения, где имеется много способов.
  6. Вырабатывайте у учащихся терпимое отношение к новым понятиям, мыслям, взглядам.
  7. Культивируйте творческую атмосферу. Учащиеся должны знать, что творческие предложения, мысли класс встречает с признанием, принимает их, использует.
  8. Учите детей ценить свои и чужие мысли. Очень ценно фиксировать их в блокноте, тетради, например, на экскурсии.
  9. Часто ровесники относятся к способным детям агрессивно, насмешливо. Это необходимо предупреждать. И лучшим способом является объяснение способному, что это обычно, и развивать у него терпимость и уверенность.
  10. Подбрасывайте интересные факты, случаи, технические и научные идеи.
  11. Рассеивайте страх у талантливых детей, вызываемый произведениями искусства об истории творческой лаборатории художника, ученого и д. р.
  12. Стимулируйте и поддерживайте инициативу учащихся, самостоятельность. Подбрасывайте проекты, которые могут увлечь.
  13. Создавайте проблемные ситуации, требующие альтернатив, прогнозирования, воображения.
  14. Создавайте поочередно периоды творческой активности в школах. Многие гениальные решения приходят в такие фазы.
  15. Помогайте овладеть техническими средствами записи и т. д.
  16. Развивайте критическое отношение к реальности.
  17. Побуждайте доводить начинания до логического завершения.
  18. Помогайте учащимся захватывать смежные, пограничные, отдаленные области устойчивого интереса.
  19. Воздействуйте собственным примером.
  20. Будь искренними и открытыми в отношениях с одаренными детьми.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО ОБЩЕНИЮ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

 

  1. Позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи.
  2. Находить время для спокойного выслушивания ребенка.
  3. Создавать ситуации успеха, ожидать «выдающихся успехов» от детей .
  4. На уроках чаще следует давать задания творческого характера.
  5. Никогда не выставлять ребенка напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы.
  6. Не следует приучать его быть «как все».
  7. Поощрять его желание работать, а не стремление обогнать сверстников.

 

Требования к личности педагога,

работающего с одарёнными детьми:

 

-          педагог должен быть сам нестандартной личностью с выраженным креативным мышлением. Ему противопоказано мыслить стандартно, стереотипно, шаблонами, мышление должно отличаться гибкостью, широким кругом интересов, не говоря уже о высокоразвитом интеллекте;

-          в общении педагог отличается безоценочным принятием ребёнка, хорошо ориентируется в индивидуальных особенностях ребёнка с целью индивидуализации обучения;

-          педагог должен обладать позитивной Я-концепцией: личность с низкой самооценкой может быть легко поставлена в трудное положение смышлёным ребёнком, даже если ему всего 6 лет;

-          педагог должен уметь рефлексировать, быть готовым к самосовершенствованию.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях могут быть использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

 - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

      Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

 

 


             

 

Государственное учреждение образования

"Учебно-педагогический комплекс "Детский сад-начальная школа № 468 г.Минска"

220007, г.Минск, ул.Жуковского,дом.6, корпус.4,телефон 220 53 23

Электронная почта ddu468@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство 191292809 от 29.12.2009

 

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)